Страшным жуком-убийцей пугают друг друга пользователи популярного мессенджера WhatsApp. Банальный поиск в Интернете выдает десятки обоснований обмана, но фото по-прежнему кочует из одного чата в другой. Об этом пишет сайт caravan.kz.
"Будьте предельно осторожны и предупредите детей!", "Смерть в течение двух часов"... Я, как добропорядочная мамаша, состою в нескольких родительских чатах WhatsApp, и каждый раз кто-нибудь да и пересылает фото устрашающего вида насекомого с грозными предупреждениями. Тут уж поневоле задумаешься: авось и правда у всяких каракуртов, мух цеце и клещей появился серьезный конкурент?
Поиск во Всемирной паутине выдал несколько десятков ссылок на требуемую новость. Все они датированы осенью прошлого года. Как уверяют безымянные авторы, новое насекомое появилось в Индии и, скорее всего, является продуктом вышедшего из-под контроля научного эксперимента. И якобы уже даже есть жертвы.
"Если вы когда-нибудь увидите это насекомое – не пытайтесь убить его голыми руками или даже к нему прикоснуться. При контакте человек заражается вирусом, который молниеносно поражает все тело. Впервые этот ужас заметили в Индии. Распространите эту информацию членам вашей семьи и друзьям. Особенно внимательны пусть будут дети, ведь они любят брать в руки всяких жучков и букашек", – стращает один из новостных агрегаторов.
А вот поиск фото неизвестного науке насекомого отсылает к изображениям вполне изученного энтомологами водяного клопа. Как оказалось, предполагаемые капсулы с ядом на спине неизвестного животного – молодняк, его гигантский водяной клоп, обитающий действительно в Индии, носит на себе для пущей сохранности.
– Человек верит в то, во что хочет. Тот, кто обладает критическим мышлением и высоким уровнем интеллекта, обычно такие спорные новости без труда проверяет, но, к сожалению, далеко не все. Некоторым, кажется, вообще доставляет удовольствие пугать такими фейками (выдуманными новостями - ред.) других, – комментирует регулярную рассылку страшилок в соцсетях директор ОФ "Правовой медиа-центр" Диана ОКРЕМОВА.
Сама она часто организовывает семинары для молодых журналистов, на которых подробно объясняет, как вычислить фейковую новость. Но, похоже, с развитием Интернета такого рода ликбез надо проводить для всего населения.
– Любая публикация должна давать конкретный ответ на три вопроса: что, где, когда? С рассылкой в соцсетях все немного сложнее, потому что информация сжата до одного либо двух предложений. Но все равно должна быть какая-то конкретика, которую можно было бы проверить, – говорит медиаэксперт.
С особой осторожностью Диана Окремова советует относиться к публикациям, начинающимся со слов: "Внимание!", "Очень важно!" и заканчивающимся словами: "Максимальный репост". Зачастую такие громкие призывы служат одной цели: привлечь внимание пользователя к чему-то незначительному и отвлечь от чего-то важного.