18+

Казахстанцы становятся жертвами бьюти-специалистов

6000 обращений, связанных с некачественным оказанием медуслуг, поступило от казахстанцев с начала года, передаёт «24KZ». Из них 34 приходятся на косметологические процедуры.

В основном клиенты жалуются на низкое качество, а также осложнения после, сообщили в Комитете медицинского и фармацевтического контроля. Изменение формы глаз, уколы красоты, липосакция – сейчас эти услуги наиболее популярны на рынке эстетической медицины.

В руках у Динары Батырхановой фото сестры: на нём Куралай молода и, казалось, вся жизнь ещё впереди. Всё изменилось три недели назад. Родные Куралай рассказывают: продолжительное время она страдала от лишних килограммов, поэтому решилась на липосакцию. В социальных сетях нашла одну из частных клиник Алматы. Стоила процедура 2 миллиона тенге. Предварительно сдала все необходимые анализы, противопоказаний к хирургическому вмешательству не было, – рассказывает сестра женщины Динара Батырханова. Операцию проводили утром.

Динара Батырханова, сестра К. Батырхановой:

- Она на связь выходила где-то в 12:40. Написала, что плохо себя чувствует, не может собраться. После этого связь пропала. Я как будто чувствовала что-то, и в 7 часов без отрывов звонила. Она онлайн сидела, я ей написала. Оказывается, в это время врач сидел и с этого телефона звонил мужу. Он поднял трубку, сказал, что ей плохо и она в реанимации. Мы тогда со всеми родственниками в реанимацию пришли.

По словам родственников, врачи не смогли объяснить, что именно произошло с Куралай. Версии менялись буквально каждый час: то у женщины поднялся уровень сахара в крови, то резко повысилось давление.

Динара Батырханова, сестра К. Батырхановой:

- Где-то в 11 часов он сказал, что у нее сердце остановилось и там работает наша бригада. Дают электрошок. Потом опять ждали. В 11:30 сказали, что они потеряли пациента. Мы все плакали, были не в себе. Тело увезли в морг, даже нам ничего не сказали. Потом я зашла в палату, где она лежала. Она была необорудованная для реанимации.

Предварительная причина смерти – острый инфаркт миокарда. Однако родственники Куралай Батырхановой с такой версией несогласны. Говорят, что женщина проблем с сердцем не имела. Семья обратились с заявлением в полицию.

Салтанат Азирбек, официальный представитель ДП г. Алматы:

- В настоящее время по данному факту проводится досудебное расследование. С целью установления причины смерти человека назначена судебно-медицинская экспертиза.

Пластический хирург, который оперировал женщину, от комментариев отказался. Говорит, что до получения окончательных результатов судмедэкспертизы высказываться в рамках расследования не может. На странице клиники опубликован соответствующий пост от лица врача.

В последние несколько лет жалобы от казахстанцев на некачественное оказание косметологических услуг стали поступать всё чаще. В том числе на осложнения после проведенных манипуляций. С начала года таких обращений поступило 34. При этом эпизодов с летальным исходом, как в случае с Куралай Батырхановой, не зарегистрировано. Об этом сообщил представитель Комитета медицинского и фармацевтического контроля Райкул Спандияр.

Райкул Спандияр, ио. руководителя управления анализа и мониторинга медицинской деятельности КМФК МЗ РК:

- В данном случае пациент, то есть пострадавший, с жалобой на качество оказания медуслуг обратилась напрямую в Департамент полиции. Однако в Департаменте полиции могут привлекать наших специалистов в рамках расследования или судебной экспертизы. Обращение должно быть написано в комитет или территориальный департамент. Проверка проводится в течение 20 рабочих дней после этого обращения.

Врачи имеют право работать только с действующим сертификатом специалиста. Но даже наличие всех подтверждающих документов не даёт гарантии безопасности, считает юрист Арман Исенов. Нужен надлежащий контроль со стороны госорганов.

Арман Исенов, юрист:

- В основном клиенты и юристы, которые их сопровождают, сталкиваются с тем, что в уполномоченном органе, когда ты обращаешься для проведения проверки по факту оказания некачественной услуги, очень сложно получить от уполномоченного органа надлежащую проверку. Необходимо здесь менять практику сопровождения после лицензии. Возможно, здесь должны быть плановые проверки, которые у нас в основном отменяют.

При любом медицинском вмешательстве пациенту необходимо подписать добровольное согласие. Это абсолютно законно. Но пациенту здесь важно внимательно ознакомиться со всеми пунктами, так называемой доктрины. Недобропорядочные медики могут приписывать осложнения, тем самым страхуя свою деятельность.

Арман Исенов, юрист:

- Он дает подтверждение, что он информирован о тех последствиях, которые по протоколу возникают после таких манипуляций. Например, вам сделали пластику, у вас отек на лице, и он по протоколу должен 3-4 дня проходить. А то, что я потеряю какой-то орган и у меня какие-то последствия негативные, которые не предусмотрены протоколом, это не охватывается информированным согласием. Это согласие будет недействительным, незаконным.

Если человек стал жертвой халатных бьюти-специалистов, юристы рекомендуют подавать иски и доводить дело до конца. Информационное согласие пациента и пункты прописанные в договоре не снимают ответственности с врачей.