Речь идет о подъемниках, срок эксплуатации которых превысил 25 лет. В этом году подлежат замене 224 лифта, в следующем — более 300, передаёт корреспондент «24KZ».
Требование о замене старых подъемников на новые прописано в техническом регламенте о безопасности лифтов. Документ распространяется на государства-члены ЕАЭС, участником которого является и Казахстан. Сроки исполнения обязательств сжатые — до 15 февраля следующего года. К этому времени в стране необходимо обновить более пятисот единиц лифтов, срок эксплуатации которых истёк.
Кызгалдак Медетова, руководитель Управления Комитета по делам строительства и ЖКХ МПС РК:
По решению жильцов многоэтажек новые подъемники устанавливают в рассрочку от 7 до 15 лет. Однако не все казахстанцы могут позволить себе дополнительные траты, считают в Ассоциации лифтовых компаний.
Владимир Табашнюк, заместитель председателя ОЮЛ «Ассоциация лифтовых компаний РК»:
Взвалить на свои плечи непосильный груз в виде многомиллионной рассрочки не готовы и жильцы этой столичной многоэтажки. Могилевский лифт, установленный здесь четверть века назад, больше стоит, чем работает. В прошлом году у подъемника истек срок эксплуатации, и его пришлось продлить на год. Но в будущем, согласно правилам безопасности, его просто отключат, говорит один из жителей, Зейнолла Жукенов.
Зейнолла Жукенов, житель г. Астаны:
- Недавно я сам застрял в этом лифте — сорок минут провел там, летом было жарко. Пока приехал монтер, я провел это время в ожидании. И не только я, дети и бабушки тоже застревали. Если мы не поменяем лифт в течение года, нам сказали, что его остановят, и нельзя будет им пользоваться. То, что предлагают в кредит, мы обсуждали с жильцами, но, поскольку в основном у нас живут пенсионеры, они не могут потянуть такую сумму.
Если в городах республиканского значения ситуация более-менее сносная, то в регионах картина плачевная, отмечают специалисты. Например, в Карагандинской области всё еще функционируют лифты, отслужившие по два нормативных срока. Наибольшее количество устаревших подъемников наблюдается в Алматы, Западно-Казахстанской и Актюбинской областях.
Владимир Табашнюк, заместитель председателя ОЮЛ «Ассоциация лифтовых компаний РК»:
- Такого не должно быть, чтобы лифты работали два нормативных срока. Это чревато инцидентами. Если взять, к примеру, Астану, у нас в городе зарегистрировано порядка 13 тысяч лифтовых единиц и всего два госинспектора на город — это много или мало? Соответственно, мы работаем уже точечно: когда какая-то проблема случается, госинспектор открывает проверку, проводит профилактический контроль, выезжает, отрабатывает с владельцами и лифтовой компанией. Но мы считаем, что этого недостаточно. Мы должны работать на упреждение, чтобы не было чрезвычайных и аварийных ситуаций.
За последние пять лет в Казахстане зарегистрировано порядка 10 ЧП в лифтах, в том числе с летальным исходом.