18+

Казахстанцы начали чаще выбирать тяжелую и нелегальную работу за границей

Стремление заработать больше привлекает их к опасным профессиям, где они сталкиваются с отсутствием правовой и социальной защиты. Наиболее популярными направлениями миграции остаются Россия и Южная Корея, где казахстанцы используют различные лазейки в миграционных системах.

В погоне за деньгами казахстанцы соглашаются на тяжелый, неквалифицированный труд и жизнь нелегальными мигрантами. Столкнувшись с нехваткой работы и низкой оплатой труда, люди уезжают на заработки за рубеж. Нередко — нарушая миграционное законодательство. Основной фактор — желание заработать больше, чем позволяет официальный доход в Казахстане. Но в этой гонке за деньгами немало рисков, передает otyrar.kz

«Такая работа несет в себе большие риски, в первую очередь у мигрантов отсутствуют правовая и социальная защита, работодатели могут не оплачивать их труд так как они знают что они мигранты и никуда не обратятся. Без получения медицинской страховки медицина становится недоступной, многие не могут себе позволить», — рассказывает эксперт рынка труда Александра Молчановская.

Казахстанские нелегалы чаще всего работают в строительстве, сельском хозяйстве, на заводах и на фабриках с тяжёлыми условиями труда. Среди основных стран с высоким количеством нелегальных рабочих из Казахстана — Россия и Южная Корея. При этом в последней по официальным данным проживает около 15 тысяч казахстанских мигрантов. Нелегалы, работающие на производствах, нередко сталкиваются с трудовыми травмами и затруднениями при получении компенсации от работодателя. Юристы подчеркивают, что такие работники должны нести ответственность за свой выбор, осознавая риски и отсутствие правовой защиты.

«Если он сознательно идет на нарушение законодательства того государства куда он приехал, он берет на себя все риски куда он попал, с ним что-то случилось, то государство конечно какую то первую медицинскую помощь оказывает потом ему выставляют счет и пусть платит, если не платит государство будет применять к нему санкции», — говорит Сергей Уткин, юрист.

В МВД сейчас проводят работу по заключению соглашения по реадмиссии с Республикой Корея, которое предусматривает поддержку граждан, добровольно решивших вернуться на родину. А в минтруда ведут работу по включению Казахстана в южнокорейскую систему по легальному трудоустройству.

Рустам Рамазанов, руководитель управления внешней миграции и беженцев комитета по миграции МТСЗ РК:

«Для включения иностранного государства в систему EPS, необходимо пройти в три этапа: внутригосударственное согласование; ознакомление с объектами для открытия центра EPS и принятие окончательного решения о включении иностранного государства в систему на межведомственной комиссии Республики Корея. На сегодня мы проходим первый этап».

Правда, у корейских работодателей по системе EPS есть несколько требований к соискателям, это прохождение медицинского осмотра, соответствие квалификации и знание корейского языка. А значит что тяжелый неквалифицированный труд останется для казахстанцев вероятнее всего нелегальной возможностью заработать. Эксперты говорят, чтобы стимулировать граждан Казахстана вернуться на родину, важно комплексно подходить к вопросу: предоставлять стабильные рабочие места с достойной оплатой и повышать качество жизни в стране.