Эксперты отмечают, что данный механизм в большей степени дискриминирует водителей, которые редко пользуются автомобилями, и не способствует снижению вредных выбросов в атмосферу, сообщает otyrar.kz
Согласно новому налоговому кодексу, уже в будущем году ставки транспортного налога для физлиц снизят: для авто со сроком службы более 10 лет — на 30%, более 20 лет — вполовину. Эксперты считают, что это может привести к неисполнению международных обязательств по климату и снижению вредных выбросов в атмосферу.
Руководитель ассоциации безопасности дорожного движения Арсен Шакуов считает, что транспортный налог нужно отменить вовсе. По его мнению, действующий механизм дискриминирует тех водителей, которые редко пользуются своим автомобилем. Вместо этого он предлагает внедрить налог на экологическую или дорожную безопасность, рассчитываемый исходя из пробега: 1 литр топлива за каждый километр дороги.
Такой подход обеспечит справедливую нагрузку, где те, кто больше ездит, будут платить больше, считает эксперт. А налог на дорожную безопасность позволит содержать независимые аудиторские организации которые смогут контролировать дорожную безопасность. Экологи говорят, уменьшение транспортного налога не повлияет на экологическую ситуацию.
Чингиз Лепсибаев, эколог: «Нужно мотивировать граждан покупать более экономичные двигатели, один способ. Второй — переходить на более экологичное топливо, водород, биодизель, электричество. И третье, в общем переход к комплексной стратегии, чтобы коммунальные предприятия и в целом транспортный поток, чтобы государство снижало за счет улучшения общественного транспорта».
С начала года рядовые казахстанцы заплатили по налогу на транспортные средства больше 95 миллиардов тенге. Юридические лица заплатили около 15 миллиардов.