Новые правила вводят в школах и детсадах Казахстана
Манара Адамова, директор департамента дошкольного образования МП РК: «При необходимости они могут принимать узких специалистов на работу, во многих организациях на сегодняшний день при дошкольных организациях есть логопункты, где есть дефектологи, логопеды, кроме этого есть у нас реабилитационные центры для детей дошкольного образования, есть специальные детские сады и обычные детские сады, где есть просто специальные группы».
В школах для специалистов вводятся такие же ставки. Так в 18 шымкентской школе всего обучается 115 детей с особыми потребностями, здесь открыто 18 коррекционных классов. Детей обучают дефектологи, логопеды, психологи, педагоги ассистенты и многие другие.
Мадина Рыскулова, заместитель директора по УВР в коррекционных классах: «В случае если учащихся с особыми потребностями станет больше, то нам понадобятся еще специалисты: дефектологи, логопеды, психологи и другие».
Логопед Элеонора Гарифуллина говорит, работа с детьми с особыми потребностями требует учета как образовательных, так и психологических аспектов. Это сложный, но невероятно интересный процесс, где к каждому ребенку необходимо найти индивидуальный подход. Сейчас ощущается значительная нехватка кадров в этой сфере — логопедов, дефектологов и педагогов-ассистентов. Молодежь, с сожалением отмечает специалист, редко выбирает эти профессии.
Элеонора Гарифуллина, логопед школы №18 г. Шымкента: «Например, школа полторы тысячи, а там один дефектолог и один логопед, а сколько детей с патологиями встречаются, пусть с легкой, но небольшая патология есть. Необязательно ребенок должен быть с особой образовательной потребностью, но и норматипичные дети нуждаются, потому что нет общения родителей с детьми».
Общественники говорят, чтобы повысить привлекательность этих профессий, необходимо повышать заработные платы. Каждый ребенок требует индивидуального подхода, а продолжительность занятий определяется его возможностями, что делает важным внедрение дифференцированной системы оплаты труда. При этом, нехватка специалистов ощущается даже в коррекционных школах и детских садах.
Гульнар Умарова, член национального совета по делам женщин и семейно-демографической политике: «На сегодняшний день, насколько я знаю, максимум получают педагоги, сурдологи, дефектологи не более 200 тысяч тенге. Текучесть кадров, дефицит существует и нужно исходить из реальной ситуации на сегодняшний день, сделать свод анализ, в каких регионах каких специалистов недостаточно».
Кроме того, говорит общественница, необходимо пересмотреть программы по подготовке логопедов, сурдологов и дефектологов. Некоторые из них уже устарели. Необходимо внедрять мировые практики, закупать оборудование и постоянно повышать квалификацию специалистов.