18+

Мажилисмен предлагает новый подход к контролю мобильных переводов в Казахстане

Мажилисмен Азат Перуашев считает необходимым установить нижний порог для мониторинга платежей в 3–5 тысяч тенге, а контролировать оборот только от 1 миллиона тенге в месяц. Сейчас верхний предел составляет 255 тысяч тенге в месяц. По мнению Перуашева, такие меры помогут избежать формирования двойного курса валюты и инфляции, сообщает otyrar.kz

Азат Перуашев: «Малый бизнес – это обычные люди, которые честно работают в маленьких магазинчиках или оказывают мелкие услуги. Не они воруют миллиарды. Если такой предприниматель заработает лишние 10-20 тысяч тенге, он эти деньги оставит в стране, к примеру купит ребенку лишнюю одежду или расширит свой бизнес. Не там вы ищите олигархов, господа чиновники. Ищите тех, кто ворует миллиарды».

С мнением мажилисмена согласен и эксперт Марат Кариленов. Он отмечает, что предложенная система создаст проблемы для бизнеса, поскольку поступления на счета предпринимателей нередко не являются оплатой товаров или услуг.

Марат Каирленов, директор «Улагат консалтинг групп»: «У нас всего 20 миллионов граждан в стране и у нас каждый год по 20 миллионов счетов арестовывается, согласитесь, это ненормальная практика. Это имеет последствия для экономики. Социально политические риски увеличиваются безо всякой выгоды для общества и государства».

Однако некоторые предприниматели все же продолжают принимать оплату через переводы, чтобы избежать налогов, установки POS-терминалов и уплаты банковских комиссий.

Платят ли предприниматели налоги с таких доходов — неизвестно. Эксперты говорят, что важно найти баланс между налоговым контролем и поддержкой предпринимателей.

Жаныбек Айгазин, генеральный директор AERC: «Сейчас всё в цифре и, с точки зрения прозрачности, которая хороша для государства и общества, лучше, чтобы люди использовали безналичный расчет. Здесь вопрос и развития культуры для людей, которые будут знать, что если они оплатят безналичкой это будет легче контролироваться».

Доля теневого оборота в экономике страны остается значительной и составляет около 20%. Значительная часть финансовых операций проводится вне официального учета, что создает сложности для государственной налоговой системы и экономики в целом.